таракан Карлос
Запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса. © И. Бродский
семинар по истории античной философии, конспект
я просто оставлю это тут


Мир через человека сам себя изменяет.
Аристотель: Протагор в сущности ничего нового не сказал. Человек есть место, где мир изменяется.
Не только мир относителен по отношению ко мне, но и я относителен по отношению к миру.
"Человек есть мера всех вещей" - все люди или человек вообще?
Все противоположности есть суть одно.
Софисты продолжают стоять на позиции Парменида и Гераклита.
Другая сторона - Горгий, который полагает так же как все софисты. Ему препятствует его укорененность в языке. Язык - логос, фармака-фармос?-лекарство-может-быть-ядом, слово - великая сила. Речь как отдельный план чел-го сущ-ия. Связь между означающим и означаемым.
Двойственность (платоническая) сюжета-времени-героев (движение вперед есть движение назад к началу) присут-т в Царе Эдипе, отождеств-е героев - дело читателя а не героя. Вся его добропор-ть оказ-ся неправильно ориентирована, так как он не знает самого себя. Трагедия связана не только с чел-м кот не знает самого себя, не знает, не знает. Она не была бы траг-й если бы выход давался. Если б Эдип знал и не поступил, был бы нарушен космический порядок. Платон не в точке познавательного оптимизма Сократа, он в точке Софоклова Эдипа. Для Платона избежание судьбы - самоубийство, ибо чел за свою судьбу ответственен перед космосом. Почему неправильно, поч самоубийство? Можно убить себя физич-ки а можно отказавшись проделать путь, узнать себя. В духе орфистов: душа бессмертна (Федон: 4 аргумента - ничего не доказывают; собеседники Сократа после них плачут, не испытывают радости познания; 5 арг - к авторитету "я не хочу бежать" "я верю"; душа чел-а есть он сам (форма живого тела по Аристотелю); поиск самого себя есть поиск того что не меняется в другом сущем в себе; раз она вечная то неизмен, раз неизм то есть???). Орфизм в сущн своеобразная религия (не героическая, не богопочитание), её главный аргумент - душа вечна, она лишь меняет тело - феномен метапсихоза "душа меняет тело" - проблема в том что чел всякий раз для лучшего воплощения должен держать душу в чистоте - отсюда методики и т.п. Философский образ жизни становится тем что направлено на заботу о себе. Эта забота возродится не в Платоне и не в Аристотеле, а у стоиков и эпикурейцев.
Для общей картины мира Платона эта штука оч важна. По больш счёту чел-а Платон прекрасно понимает, что фил знание единственно верное кот можно поделиться со всеми не может быть выражено в слове, это есть знание опыта и пути. Но путь чел соверш-т исходя из общего целеполаг-я. Если чел считает себя вечным он дейст-т исходя из этого.
[Платон - сочинитель мифов :D]
"Гос-во" заканч-ся двумя мифами - "Вы спасётесь если поверите" - значит мы совершаем путь лишь когда есть цель. Чел субъект никогда не равен самому себе, он в поиске тождест-ти но никогда не тожд-н, "нужно стараться быть больше самого себя". ЦЕль в бессмертии души в заботе о себе самом в пути к себе. Платон с Софоклом-Сократом пытались рационализировать греч трагедию. Изгнание трагиков: подлинная трагедия - это философия.
У Софокла "мы все Эдипы" "вы не можете вернуться к самому себе и не возвращаться не можете" "ваше разрушение неизбежно" "богов не существует". У Платона в это смысле героизм - греческий. Надо осознать отв-ть и этот путь к себе проделать. Камю: в сущн жизнь чел-а - Сизифов труд; потом экзистенциализм - соверш самоубийство и уйти, но это значит смириться с абсурдом, вот противостояние абсурду - человеческая ответственность.
Трагедия без хар-ра возможна, без дейстия - нет (Аристль). Действие есть то через что приобретает себя материя. Царь Эдип явл-ся квинтессенцией целой эпохи, т.к. конфликты интеллектуальные и философские возникают в этом веке (мудрость поэтов, трагиков), в 5 веке до нашей эры. У Софокла тирания это ещё не плохо, совершает поступки принимает решения на основании той меры кот полагает вещам, и устанавл-т законы на этом. В Антигоне конфликт серьёзный вокруг Антигоны и Креонта, Антигона поступает согласно божественному закону, Креонт говорит "нет я так решил", Антигона погибает - весь мир Креонта рушится тк вместе с Антгой погибает сын Креонта. Разрушившийся космос - Креонт-король Лир. В сущн космос разрушся и там и там но космос на основе божест-го погибает, другой космос также разрушен и не побеждает. Ситуация "а как быть" ну вот так вот всё. Трагедия есть катарсис, очищение (Аристотель). Не в смысле сопереживания, а очищение как познание, отстранение от эмоций, в мир где мы все Эдипы где можно только действовать, действие - философствование. Отправная точка философии - счастье, путь чела в мире. ЧТо есть сущее - вопрос более поздний.
Алквиад I: Чтобы знать другого нужно знать себя, но чтобы знать себя надо иметь другого. Познай самого себя = Увидь самого себя. Тот зрачок в котором я усматриваю себя и есть мой (рефлексивный ад D:). В глазу я вижу свой глаз, в чужой душе я вижу свою душу. Откуда я знаю что вижу себя? Как эт получается? Что вообще происходит, почему я не вижу себя в столе, а в зеркале вижу? У меня есть разум, это да, но это не всё. Проблема в отождествлении себя и своего изображения. Нужны другие люди чтобы понять что ты принадлежишь к людям, но это не всё, это только название. (Чел - полисное сущ-во(по Арист-лю вне полиса зверь или бог) т.е. несет отвт-ть за себя и всё челов-во. Я создаю мир для вас вы для меня) Ни на чём не основано это природа чел-а (в "Гос-ве" попытается обосновать). Рассудочная способ-ть - отличить одно от другого (также у собак с нюхом).

Платон, "Пир": пир есть обращение к богам, и разговор потому заходит о божественном Эроте. Традиционная банкетная поэзия - сколий - симпозиальная поэзия - 'кривая речь' - они все должны были принять участие и делали это по очереди(но это скучно, элемент импровизации, нарушаюший порядок - сколлий).
Алкивиад оказывается Аполлоном в свите Сократа-силена-сатира. Тот кто любит учится у того кого любит - ситуация перевернулась.
Речь Агафона - речь Федра - отличаются.

На вторник: прочитать "Государство" и "Федр" Платона.
На всё время: дочитать диалоги "Горгий", "Федон", прочитать наконец досократиков и "Апологию Сократа", а также Гесиода и Гомера.
На будущее: перечитать вообще всё, на этот раз - более внимательно, с выписыванием отдельных положений и размышлениями на тему в процессе.
Выполнено: зашипперить Сократа и Алкивиада <3

@темы: матчасть, конспект, античная философия